Банковские продукты (короткий обзор в разрезе отношений по поводу размещения государственного заказа)

Банковские операции и сделки, осуществляемые кредитными организациями, принято еще называть банковскими продуктами. Перечень банковских операций и сделок, которые могут осуществляться банками на территории Российской Федерации, установлен законом «О банках и банковской деятельности».

Ни для кого не секрет, что государство является крупнейшим и одним из наиболее привлекательных заказчиков для поставщиков товаров, подрядчиков на выполнение работ и исполнителей услуг. Государство традиционно закупает товары и заказывает те или иные работы у коммерческих поставщиков и подрядчиков, при этом степень гарантированности получения оплаты от государственного заказчика за поставленные товары и (или) выполненные работы (услуги), гораздо выше, чем от коммерческих (негосударственных) заказчиков. 

Объем государственного заказа Российской Федерации в относительных величинах огромен, этим во многом обусловлены значительное число чиновников занятых в размещении государственного заказа и высокий уровень зарегулированности отношений по поводу размещения государственного заказа. Вопросам, связанным с процедурами заключения контрактов для государственных нужд, до 1 января 2014 г. был посвящен отдельный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ. 

Не смотря на весьма неоднозначное отношение в обществе к данному закону нельзя не отметить, что в целом регулирование отношений по поводу заключения и исполнения государственных контрактов, осуществляется данным нормативным актом на достаточно высоком уровне. Большое внимание законодателем уделено вопросам защиты интересов государственного заказчика от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных контрактов. Федеральным Законом № 94-ФЗ предусмотрен целый ряд защитных механизмов построенных на принципах гражданско-правовых механизмов и способов обеспечения исполнения обязательств предусмотренных в Главе 23 Гражданского кодекса. 

С целью устранения недостатков Федерального Закона № 94- ФЗ, был принят Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ, вступающий в силу 01 января 2014 г.

Совокупность норм регулирующих вопросы обеспечения обязательств, образует собой отдельный гражданско-правовой институт, направленный на понуждение должника исполнить принятое на себя гражданско-правовое обязательство. Обеспечение обязательства является по своей сути своеобразной, дополнительной ответственностью должника перед кредитором и другими лицами.

В том числе законодательством предусматривается возможность установления со стороны заказчика требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Указанные денежные средства обеспечивают подписание государственного контракта лицом признанным победителем конкурса или аукциона, и в случае отказа последнего от подписания контракта, данные денежные средства удерживаются (не подлежат возврату) государственным заказчиком. Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), а само такое обеспечение является, по сути, денежным залогом, т.е способом обеспечения обязательств предусмотренным разделом 3 Главы 23 Гражданского кодекса РФ. 

Практика установления государственными заказчиками такого требования является на сегодняшний день общепринятой. При этом для предпринимателя исполнение такого требования связано с изъятием из своего хозяйственного оборота значительных денежных сумм на срок проведения конкурса или аукциона и это при том, что на стадии внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки и участника конкурса или аукциона нет никаких гарантий того что государственный контракт будет заключен именно с ним.

Эффективным механизмом пополнения оборотных средств компании традиционно является банковский кредит, не является исключением и ситуация связанная с необходимостью пополнения оборотных средств в размере сумм оплаченных в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсах или аукционах.  Банковский кредит является одним из самых востребованных банковских продуктов в предпринимательской сфере. Разновидностью кредита на пополнение оборотных средств являются так называемые тендерные кредиты – целевые кредиты предоставляемые банками на оплату обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, являющиеся сегодня одним из самых востребованных банковских продуктов.

Так же законом  предусмотрена возможность установления со стороны заказчика требования в отношении участников конкурсов или аукционов об обеспечении исполнения государственного (муниципального) контракта. Речь идет об обеспечении непосредственно обязанности заказчика качественно, в объеме и в сроки определяемые контрактом поставить товар, выполнить работы или услуги. Такое обеспечение предоставляется победителем конкурса или аукциона непосредственно при подписании государственного контракта или после такового. Практика установления государственными заказчиками такого требования при проведении конкурсов или аукционов так же является на сегодняшний день общепринятой. К примеру, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает пятьдесят миллионов рублей, размер данного обеспечения может устанавливаться государственным заказчиком в пределах тридцати процентов от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Такое обеспечение может быть предоставлено поставщиком (подрядчиком или исполнителем) либо в виде передачи заказчику безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, либо путем передачи заказчику в залог денежных средств, в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией.

Можно с уверенностью сказать, что наш отечественный бизнес уже оценил предпочтительность в данном случае именно банковской гарантии, как способа обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту, предоставление которого заказчику не связано с изъятием значительных денежных средств из собственного хозяйственного оборота.