Госпортал Zakupki.gov.ru стимулирует развитие кредитных продуктов

С 01 января 2014 года заработал в полную силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кардинально изменение системы организации  закупок товаров, работ  и услуг для государственных нужд повлекло за собой целый ряд изменений и в смежных отраслях.

Значительно расширились функции официального сайта РФ в сети интернет для публикации информации о размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, сегодня это  незаменимый инструмент для всех участников государственных закупок, а не просто сайт для поиска интересных аукционов  и конкурсов..

Одним из самых важных новшеств введенных 44-ФЗ  стало введение единого реестра Банковских гарантий. Это нововведение решило целый ряд проблем системы размещения государственного заказа:

  • С рынка финансовых продуктов ушли недобросовестные игроки (брокеры, посредники и банки предоставляющие забалансовые (серые) банковские гарантии);
  • У государственного заказчика появился действенный механизм проверки действительности предоставляемого подрядчиками и исполнителями обеспечения исполнения своих обязательств, в итоге увеличивается доверие заказчиков к обеспечению, предоставляемому поставщиками, ведь теперь их риски  минимизировались;
  • Кредитная история поставщиков, подрядчиков и исполнителей работающих в сфере государственного заказа стала общедоступной (по крайней мере,  в области банковских гарантий). Эту информацию взяли на вооружение кредитные организации.

Реестр БГ в совокупности с реестром недобросовестных поставщиков  и единым реестром государственных и муниципальных  контрактов дает огромный объем информации. Используя только портал закупок можно узнать имеются ли у компании заключенные или исполненные государственные контракты, если да, то с каким заказчиком, на какие суммы и в какие сроки контракт был выполнен. Можно узнать получала ли  компания Банковские гарантии по 44-ФЗ. Если да, то, в каких банках, на какие суммы и по каким именно контрактам, а также были ли отказы Заказчика в принятии Банковской гарантии.

Все это способствовало развитию в Банках экспресс - программ  по выдаче Банковских гарантий, основанных на положительной репутации Принципала (т.е. Поставщика), а также опыте в исполнении государственных контрактов и получении Банковских гарантий. Некоторые Банки настолько оптимизировали процессы анализа финансового положения  компании и рисков, что для принятия решения о выдаче Банковской гарантии запрашивают теперь уже минимальный пакет документов, а ответ дают в течение нескольких часов.

Но это было только начало, сейчас Банки пошли дальше. Теперь они готовы не только выдавать Банковские гарантии, но и выдавать кредиты на выполнение государственных контрактов. Как правило, размер такого кредита составляет от 50 % до 70% от суммы контракта. Основным преимуществом такого кредита является то, что оплата тела кредита осуществляется за счет средств, поступающих от Заказчика по данному контракту. Но процент за пользование кредитом оплачивается ежемесячно. 

Конечно не сразу участники размещения государственного заказа  освоились в условиях новых реалий введенных 44-ФЗ, поначалу нововведения создали множество трудностей всем участникам государственных закупок, надо сказать что после 01 января в течение первых шести месяцев ситуация в сфере государственного заказа представляла из себя полную неразбериху.

Значительное время понадобилось государственному заказчику на то что бы доурегулировать процедуры государственного заказа. После 01 января 2014 года поставщики и подрядчики признанные победителями конкурсных процедур по заключению госконтрактов столкнулись со значительными трудностями в получении первых  гарантий, выданных по правилам 44-ФЗ, многим так и не удалось  успеть с этим в новые, строго регламентированные сроки.  Особенно трудно пришлось тем компаниям которые привыкли работать с серыми гарантиями.

 

Банкам в новых условиях пришлось неминуемо перестраивать свою работу и создавать практически с нуля продукты, направленные на удовлетворение нового спроса, состоящего в получении в кратчайшие сроки белых банковских гарантий внесенных в реестр Банковских гарантий.

 

В итоге на наш взгляд выиграли все:

  • государственный заказчик  избавился от необходимости выполнения дополнительной работы связанной с подтверждением действительности банковских гарантий (направление письменных запросов в банки);
  • с рынка товаров, работ и услуг для государственных нужд ушли недобросовестные поставщики, подрядчики и исполнители, в итоге выиграли добросовестные игроки и непосредственно сам государственный заказчик. 

  


Кобозева Елена,
начальник финансового департамента
ООО "ФинДирект"